• /
  • /
  • Бизнес-идея: как превратить заброшенную фабрику в лофт

Бизнес-идея: как превратить заброшенную фабрику в лофт

У вас есть заброшенная фабрика, которая в настоящий момент является неликвидным активом? Превратите ее в лофт и сможете развернуть ситуацию на 1800, начав получать приличный доход. И вот почему.

Заброшенная фабрика может стать ликвидным активом
Переделайте старую фабрику в лофт, и она начнет приносить вам деньги

Лофты приносят своим владельцам деньги

Давайте начнем с главного: о каких суммах идет речь?

Например, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует более 40 кластеров креативных пространств, переделанных из таких фабрик. В объемах арендного рынка это 400–500 млн рублей в год.

В Москве подобных креативных пространств еще больше. Однако за пределами двух столиц старые фабрики, склады, которые можно было бы переделать в лофты, нередко так и стоят заброшенными. Между тем, любые из них можно перестроить в кластеры и даже целые кварталы, где люди могли бы работать, заниматься творчеством и встречаться с друзьями. Как?

Редевелопмент промышленных зон

Редевелопмент – это один из способов развития городов, особенно тех, где свободных пятен под застройку практически не осталось, а промышленные объекты (часто расположенные в центре) больше не функционируют. В общем, это тот случай, когда выигрывают абсолютно все: владельцы, застройщики, арендаторы и простые жители.

От редевелопмента промзон выигрывают все
Редевелопмент промзон – это способ развития городов

Однако нужно понимать, что редевелопмент – это недешево, иногда затраты на него могут превышать стоимость нового строительства. Цена складывается из многих факторов, в первую очередь это правовые вопросы и технические, включающие в том числе подведение инженерных коммуникаций. Все это касается подготовительного этапа работ – разработки проекта и его согласования в надзорных органах.

Дальше уже можно говорить о более конкретных цифрах:

  • Реконструкция объекта – 40–80 тыс. рублей за кв. м.
  • Затраты на ремонт обойдутся в среднем в 12–15 тыс. рублей за кв. м.
  • 1,5–3 тыс. рублей / год за кв. м – расходы на клининг, охрану, обслуживание инженерных коммуникаций.

Срок окупаемости лофтового пространства площадью 3 тыс. кв. м занимает в среднем 3–4 года, но не стоит забывать, что за это время капитализация проекта может увеличиться в разы.

При этом не критично, если первоначальный трафик посетителей будет небольшим, его все равно придется сегментировать и наращивать. Но концепцию кластера необходимо продумать в самом начале: зачем он нужен, для кого предназначен и чем может быть полезен. Ответы на эти вопросы позволят определиться и с тем, каких резидентов стоит привлекать в лофт (ссылка на статью Как привлечь арендаторов в ваш лофт).

На успех проекта помимо качества арендаторов будет влиять и их готовность принимать участие в развитии кластера, а также узнаваемость места, продюсирование проводящихся здесь событий, организация менеджмента. Иными словами, синергия развития территории, арендного бизнеса и творческого контента.

Резиденты креативных кластеров – немалая часть успеха лофт-проектов
Подбор резидентов для креативных кластеров тоже должен быть продуман

Но, естественно, организация подобных проектов связана и с определенными рисками, и о них лучше знать заранее.

Подводные камни креативных кластеров

Не секрет, что далеко не каждому бизнес-лофту уготована долгая и успешная жизнь. Чтобы эта история не оказалось вашей, стоит помнить о нескольких вещах:

  • Креативный кластер – это государство в миниатюре. И развивается оно по тому же принципу: сначала появляются обычаи, которые потом должны трансформироваться в правила работы, жизни и отдыха. Причем дорабатывать их на первых порах нужно будет постоянно.
  • Взаимоотношения всех «граждан государства» должны быть зафиксированы. Лофт – это не только собственник, арендаторы и посетители, к «заинтересованным лицам» можно отнести также инвестора(ов), управляющую команду и т. д. Поэтому важно, чтобы каждый из них знал, каким образом должны осуществляться взаимные коммуникации.
  • Успех – это совместная работа. Каждый должен видеть результаты работы другого, и касается это абсолютно всех – от собственника до рядовых сотрудников. Поэтому не лишней будет регулярная (допустим, раз в квартал) презентация достигнутых результатов и конструктивное обсуждение дальнейшей стратегии развития.
Сегодня в лофты стремятся практически все виды бизнеса
Лофтовые пространства привлекают арендаторов из разных сфер бизнеса

Если учесть все эти факторы, креативный кластер практически наверняка будет успешен. Ведь именно в такие пространства сейчас стремятся ритейл, общепит, развлекательная индустрия, IT-сектор, учебные и фитнес-центры, коворкинги, салоны красоты и клиентская аудитория. Седлайте волну и оставайтесь в бизнес-тренде.

Список просмотренных товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста
AlfaSystems GoPro GP261D21